Официальный сайт администрации Ртищевского муниципального района
Независимая система оценки качества
Вторник, 13 Апреля 2021

Понятие, принципы, задачи и функции
местного самоуправления в Российской Федерации


Местное самоуправление, будучи самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется непосредственно или через представите¬лей в органах местной власти, в городских, сельских поселениях и на других территориях.
Для понимания местного самоуправления необходимо знать его основные принципы. Вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления, Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1, п. "н"). Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, конкретное же их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и за¬конах субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований.
Основополагающим актом служит Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; закрепляются правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления; устанавливаются государственные гарантии его осуществления, общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.
В Федеральном законе нет конкретного перечня этих принципов, однако анализ его положений позволяет сформулировать следующие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:
- самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
- организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти;
- материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
- территориальная организация;
- многообразие форм осуществления местного самоуправления;
- выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления;
- законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
- гарантии местного самоуправления;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- гласность деятельности местного самоуправления;
- учет интересов населения;
- использование исторических и иных местных традиций и обычаев.
Принципы местного самоуправления, определенные федеральным законодательством, получают свое развитие и конкретизацию в региональном законодательстве.
Каждый из названных принципов имеет самостоятельное значение и в то же время находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими принципами. В своей совокупности они образуют целостную систему принципов, т.е. основополагающих идей, исходных начал, в соответствии с которыми строится организация и функционирование местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть в нашей стране.
С принципами тесно связаны задачи и функции местного самоуправления.
Среди задач, стоящих перед местным самоуправлением, можно выделить следующие:
- укрепление основ конституционного строя;
- обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление;
- создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения;
- проведение необходимых мер по социальной защите населения;
- подготовка и воспитание кадров для муниципальных органов.
Исходя из задач, строятся функции местного самоуправления, под которыми понимаются основные направления муниципальной деятельности. В их числе:
- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
- управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
- обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
- обеспечение жизненно важных потребностей населения;
- охрана общественного порядка;
- защита прав и законных интересов местного самоуправления.
Правовое выражение функций местного самоуправления осуществляется в предметах ведения местного самоуправления, которые включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Речь идет о следующих основных направлениях муниципальной деятельности: правовое обеспечение местного самоуправления; финансово-экономическое обеспечение; социальное развитие; землепользование и использование других природных ресурсов; социально-бытовое обслуживание населения; территориальное развитие; обеспечение общественного порядка.

Основы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. 
Их полномочия.

Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и региональными законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии. Но в любом муниципальном образовании наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из конституционного принципа о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, закрепляет важное положение о том, что осуществление местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не до¬пускается.
Все вопросы, связанные с наименованием, порядком формирования, компетенцией, сроком полномочий, организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
К выборным органам относятся представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующий на территории муниципального образования. Он состоит из депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В исключительном, ведении представительных органов находятся:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития муниципального образования;
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Численный состав и полномочия представительных органов определяются уставом муниципального образования с учетом федерального законодательства.
В отдельных поселениях, где население, обладающее избирательным правом, составляет не более 100 человек, полномочия представительных органов могут осуществляться сходами граждан. Такая возможность должна быть предусмотрена уставом муниципального образования.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Более подробно вопросы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления устанавливаются в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и конкретно регулируются уста¬вами муниципальных образований.
Основными организационно-правовыми формами работы представительного органа (дума, собрание депутатов и т.д.) являются пленарные заседания и заседания постоянных комиссий.
Заседания правомочны, если на них присутствует не менее 50 % от общего установленного состава представительного органа. Заседания проводятся открыто и гласно.
Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть менее двух и не более пяти лет.
Из своего состава представительный орган избирает председателя, который возглавляет и организует его работу.
Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, могут образовываться временные комиссии, рабочие группы.
В пределах своих полномочий представительный орган принимает нормативные правовые акты и иные акты. Нормативные правовые акты принимаются в форме решений и подписываются главой муниципального образования. Он вправе возвратить решение на повторное рассмотрение с указанием мотивов отказа его подписать. Если при повторном рассмотрении решение принимается 2/3 от общего числа депутатов в первоначальной редакции, решение считается принятым и глава муниципального образования обязан его подписать, решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов и являются обязательными для исполнения.
Порядок деятельности и основные правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются его регламентом.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Предусматривается два возможных варианта избрания главы муниципального образования:
—избрание гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо¬совании;
—избрание представительным органом местного само¬управления из своего состава.
В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является председателем, либо возглавляет местную администрацию.
В случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования. При этом он не может совмещать должность главы администрации.
Глава муниципального образования в пределах полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своей компетенции правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
По вопросам своей компетенции глава муниципального образования издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Местная администрация обладает правами юридического лица.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.





Большое спасибо!
Ваше письмо отправлено и подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Администрацию Ртищевского МР.

Яндекс. Метрика