Состоялась прямая линия
28.11.2016
23 ноября 2016 года в саратовской редакции «Аргументов недели» состоялась прямая линия с представителями Росреестра. На вопросы читателей отвечали начальник отдела регистрации прав по г. Саратову № 1 Управления Росреестра по Саратовской области Людмила Гришина и начальник отдела кадастрового учёта № 1 филиала Кадастровой палаты по Саратовской области Галина Козьменко.
Один из наиболее часто задаваемых нашими читателями вопросов связан с оформлением жилья при его приобретении с использованием средств материнского капитала. Исчерпывающую информацию на этот счёт предоставила Л.В. Гришина.
Л.Г. Согласно федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и всех детей, в том числе первого и последующих, с определением размера долей по соглашению.
В соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, в число документов, которые предоставляются в Пенсионный фонд РФ в этом случае, входит письменное обязательство в шестимесячный срок с момента приобретения оформить приобретённое жилое помещение в общую собственность всех перечисленных выше лиц. Таким образом, до истечения шестимесячного владелец сертификата в соответствии с данным обязательством обязан оформить жилое помещение в общую собственность путем составления соглашения о распределении долей между родителями и детьми.
В отношении жилого помещения, приобретенного не только за счет средств материнского капитала, но и за счет собственных средств родителей необходимо учитывать, что согласно Семейному кодексу РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью и может быть разделено между ними по их соглашению, которое подлежит нотариальному удостоверению. То есть соглашение об определении долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное не только за счет средств материнского капитала, должно быть нотариально удостоверено.
Достаточно часто наши читатели интересовались вопросами об особенностях получения государственных услуг Росреестра в электронном виде, в частности, о сроках постановки на кадастровый учёт, о требованиях к предоставляемым документам и о наличии возможности получить кадастровый паспорт на бумажном носителе при подаче соответствующего заявления в электронном виде. Подробный ответ на эти вопросы дала Г.А. Козьменко.
Г.К. Согласно федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления. В случае подачи заявления о кадастровом учете в электронном виде этот срок на территории Саратовской области сокращен до 5 рабочих дней.
Получить кадастровый паспорт объекта недвижимости на бумажном носителе можно, если при подаче заявления в электронном виде заявитель указал именно эту форму получения документа. Об этом прямо говорится в упоминаемом ранее федеральном законе. Т.е. при подаче заявления заявителю необходимо выбрать форму предоставления - в виде бумажного документа или в виде ссылки на электронный документ.
Заявление и необходимые для кадастрового учета документы, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны электронными цифровыми подписями (ЭЦП), сертифицированных в соответствии с законодательством РФ и совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми в Росреестре. Информация о требованиях к совместимости и сертификату размещается на официальном сайте: www.rosreestr.ru.
Основная часть документов (межевой план, технический план, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и др.) представляются в Росреестр в форме электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного лица (кадастрового инженера, представителя органа власти и др.).
Некоторые документы, существующие только на бумажном носителе (акт согласования местоположения границ и др.) представляются в форме электронного образа бумажного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного лица (кадастрового инженера и др.).
Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML.
Много вопросов было задано Л.В. Гришиной об особенностях государственной регистрации ипотеки, в частности: возможно ли заложить здание без земельного участка? возможно ли продать недвижимое имущество, обременённое ипотекой? как прекратить запись об ипотеке, если ликвидирован залогодержатель?
Л.Г.: Заложить здание без земельного участка невозможно, т.к. ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земель-ного участка, на котором находится это здание (ст. 69 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть продано другому лицу только с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором (ст. 37 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
В случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей ликвидацию данного юридического лица (ст. 25.1 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).