Комментарий руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Павла Николаевича Гришина
29.09.2021
Здравствуйте, Павел Николаевич! Первый вопрос такой: как Вы оцениваете главные итоги года работы на новой технологической платформе, именуемой ФГИС ЕГРН?
Ни для кого не секрет, что любой переход на новую систему требует определенного времени для отладки и доработки всех процессов. Переход на ФГИС ЕГРН не исключение. Только к октябрю 2020 года все российские регионы перешли на работу во ФГИС и система приобрела законченный вид, как и задумывалось изначально. На сегодняшний день я могу с удовлетворением констатировать, что мы успешно справились с окончательной отладкой всех технологических процессов.
Но я хотел бы подчеркнуть, что внедрение ФГИС ЕГРН было не целью, а инструментом - инструментом для ведения единой учетно-регистрационной процедуры в электронной форме, модернизации предоставления госуслуг Росреестра, сокращение сроков их оказания, расширение возможностей и доступности разнообразных электронных сервисов. За этими официальными формулировками стоит защита интересов граждан и бизнеса.
Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.
Проиллюстрирую простыми примерами.
Что значит «ведение учётно-регистрационной процедуры в электронном виде» для владельца недвижимости – будь то гражданин или бизнесмен? Это значит, что весь обмен документами между ним и Росреестром осуществляется с использованием интернета и цифровых технологий; это значит, что гражданин может подать заявление или запрос в любое удобное для себя время и в удобном для себя месте. Плюс к тому: электронные заявления и запросы обрабатываются быстрее, чем поданные в МФЦ, в среднем на два дня. И госпошлина при этом меньше на 30 %. Образуется экономия времени и средств. А в период пандемии коронавирусной инфекции еще и минимизация риска заражения. Вот и получается, что электронизация госуслуг Росреестра стоит на службе интересов граждан и бизнеса.
Ещё пример – цифровизация ипотечных сделок. Очевидно, что покупателю недвижимости намного удобнее все этапы сделки пройти в одном месте - в кредитной организации или в офисе застройщика. Проводим с ними системную работу в этом направлении. В результате этой работы мы наблюдаем существенный рост электронных ипотечных сделок. К слову, в
нашем регионе в сентябре этого года более половины ипотечных сделок регистрируется в электронном виде, а в сентябре прошлого года таких сделок было 30 %.
В настоящее время Управление вместе со всем ведомством переходит на безбумажный документооборот. Прежде всего, это оцифровка архивов. Так, в настоящее время в электронный вид переведено около 621 тыс. из 1,9 млн дел реестровых дел. Важно, что по инициативе Росреестра внесены изменения в действующее законодательство с тем, чтобы исключить необходимость создания новых бумажных реестровых дел.
Какие еще изменения в земельно-имущественное законодательство Вы считаете наиболее важными?
Подводя итоги работы Росреестра за 1 полугодие руководитель ведомства Олег Скуфинский, отметил что, за последние полтора года по инициативе Росреестра приняты 12 социально-значимых федеральных законов в сфере земли и недвижимости.
Особую социальную значимость, с моей точки зрения, имеет закон о «гаражной амнистии», к которому ведомство дополнительно разработало методические рекомендации. В стадии рассмотрения находится законопроект Росреестра о «Дачной амнистии 2.0», который позволит легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.
Надеюсь, что законопроект будет одобрен Госдумой нового созыва в самые короткие сроки.
Давайте вернемся к теме защиты интересов граждан и бизнеса. Кроме приведенных примеров, связанных с цифровизацией услуг Росреестра, можете рассказать еще о каких-то конкретных шагах в этом направлении?
На самом деле на эту тему можно рассуждать очень долго, поскольку мер и шагов, предпринимаемых ведомством в этом направлении очень много. В рамках этой беседы ограничусь лишь некоторыми из них, на мой взгляд, приоритетными.
Прежде всего, хочу рассказать о том, какие действия Управление предпринимает, чтобы снизить количество приостановлений учётно-регистрационных действий.
Ведь что такое приостановление, с точки зрения заявителя? Для него это задержка при оформлении недвижимости. А для заявителя, как правило, очень важно, чтобы процедура оформления его недвижимости прошла в хорошие сроки. Но и регистратор при наличии причин для приостановки не может нарушить закон. Что делать Управлению в этой ситуации? Отвечаю: работать с кадастровыми инженерами и другими профессиональными сообществами, чтобы они готовили качественные документы; работать с
владельцами недвижимости, чтобы повысить уровень их правовой грамотности. Вот всю эту информационно-разъяснительную работу Управление проводит постоянно, используя самые разные формы и способы: мастер-классы, круглые столы, консультации, публикации в СМИ и социальных сетях, участие в различных цифровых проектах.
Так что любой житель Саратовской области, у которого есть вопрос по оформлению недвижимости, может найти на него ответ в удобном для него формате.
Если не возражаете, ответьте, пожалуйста, на вопрос о предстоящих выборах. Вы планируете участвовать в голосовании?
Я всегда участвую в выборах депутатов всех уровней. Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва не станут исключением. Тем более, что в этот раз голосование длится три дня и совершенно точно можно выбрать удобное время, чтобы прийти на избирательный участок. Вообще я считаю, что участие в формировании высшего представительного и законодательного органа власти в России – это проявление гражданской зрелости и патриотизма. Это моя гражданская позиция. Уверен, что большинство моих коллег её разделяют.